Pro-Ject RPM9 Carbon | Тест «Pro High End» май 2015

Проигрыватели Pro-Ject не нужно представлять серьёзно увлекающейся музыкой публике.

Pro-Ject RPM9 Carbon

Про историю этой компании мы писали столь подробно, что, пожалуй, нет смысла заниматься копированием абзацев из предыдущих статей. Позволю себе совсем краткий экскурс. По легенде, примерно четверть века назад у меломана и просто энтузиаста хорошего звука Хайнца Лихтенеггера появилось четкое понимание того факта, что вся виниловая отрасль несётся под откос. Проигрыватели грампластинок совершенствуются, усложняются и стремительно дорожают, теряя в потребительском спросе. Отсутствие притока новых покупателей грампластинок самым пагубным образом сказывается на записи и тиражировании последних. Порочный круг замыкается, и в проигравших — каждый и все одновременно.

Примерно в это же время состоялась поездка Хайнца в Чехию, в том числе на фабрику, выпускавшую новомодные по тем временам проигрыватели, оснащенные автостопами, пластиковыми тонармами и прочими прелестями, делавшими возможной их продажу только в рамках тотального советского дефицита. Увы, далёкая и прекрасная Чехия не избежала родовых болячек стран Варшавского договора. Опять же, согласно легенде, Хайнц находит где-то в углу примитивную «вертушку», моментально разглядев в ней большой потенциал. Хлам, заключавший в себе никем из сотрудников производства не уловленные перспективы, не замедлили вручить нашему гостю из забугорья, с чем он и отбыл к себе на родину (благо до родины было рукой подать) — возрождать к жизни доступные проигрыватели, оттачивая до совершенства взаимодействие пар трения и сведя конструкцию до уровня примитива. Метод сработал. Вертушка запела так, что за какую-то пару лет большинство европейских аудиоизданий захлебнулись в восторженных отзывах. Излишне, наверное, говорить о том, что первенцу дали гордый индекс 1. Отсчёт был запущен. Производство было отлажено, и можно было думать о расширении и о пополнении семейства.

Сегодня мы распаковали и установили модель Pro-Ject RPM 9 Carbon, которая столь же далека от своего предшественника, как песочные часы или клепсидра от современного хронометра с турбийоном.

С упорством, достойным лучшего применения, мы пользуемся, как правило, недешевыми наручными часами, хотя лично у меня они висят в каждой комнате, в коридоре, на кухне, продублированы на музыкальном центре, фоторамке, компьютерном мониторе (дважды) и СВЧ-печи, сопровождают меня в поездках на центральной приборной панели и на дисплее автомагнитолы. Время от времени я узнаю, который час, по брелку автомобильной сигнализации, пытаясь извлечь его с тем достоинством и изяществом, с которым извлекал бы фамильный Breguet какой-нибудь статный офицер кирасирского Его Величества полка.

При желании я могу одни часы положить на полку и достать другие. Боюсь ли я куда-нибудь опоздать? Едва ли. Я всего лишь человек традиции.

Контрольная система

  • Акустические системы Lawrence Audio Double Bass;
  • Полный усилитель Dan D’Agostino Momentum;
  • Сетевые кабели QED Qonduit P-MC;
  • Межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
  • Кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603

«Отчего часы?» — спросите вы. Да ровно оттого, что вошли они в нашу жизнь так же прочно, как и проигрыватели грампластинок. Так же ценимы исключительно старшим поколением. Так же представляют собой вращающийся механизм и обретают всё более совершенную механику, не собирающуюся сдавать позиции копеечным электронным схемам. И там, и там важна точность. И там, и там стоимость во многом определяется именем. И в этом плане время льёт воду на мельницу ProJect. Сдаётся мне, не один формат возникнет и так же быстро сгинет в небытии, а руки будут всё столь же бережно опускать иглу на пластинку, предвкушая настоящее чудо. Проигрыватель можно разобрать до винтика, магии уловить. Не правда ли?

Шасси проигрывателя традиционного черного цвета в отделке углеволокном, своими обводами в точности повторяющее окружность диска вращения, лишь немногим выдаётся в направлении норд-ост, чтобы своим мысом обеспечить возможность установки тонарма P9cc Evolution. Ко всему прочему, опорная плита заполнена стальным гранулятом в компаунде, способствующим дополнительному демпфированию и уменьшению резонансов. Покоится всё это на трех опорах, чья конструкция предусматривает магнитную развязку, в свою очередь уменьшающую зависимость системы стол-тонарм-игла от внешней среды. Двигатель вынесен за пределы корпуса и передаёт вращающий момент посредством резинового пассика. Обращение с моторчиком требует аккуратности, поскольку, являясь изделием в некоторой степени унитарным, к данной модели проигрывателя он не без изящества был адаптирован за счет подставки того же цвета и той же окружности. Поэтому, пожелав переместить двигатель одной рукой, вы можете обнаружить, что переносится не весь двигатель, а лишь его верхняя часть. Опорный диск представляет собой конструкцию из алюминия с полимерным демпфированием и виниловым матом. Установка диска на основание выполнена при помощи перевернутого подшипника скольжения с керамическим шариком. Шелл и трубка тонарма конической формы представ- ляют собой единое целое и, традиционно для Pro-Ject, выполнены из углеволокна. Четыре противовеса с внутренними сорботановыми шайбами позволяют установить головки весом 5-14 г. В нашем случае тонарм был оснащен головкой звукоснимателя с подвижной катушкой Quintet Blue — возможно, одной из самых популярных головок всего модельного ряда Ortofon.

Слоуфокс «Snowman» Арчера Ле Клерка принёс в атмосферу комнаты чувство безмятежности и вместе с тем ожидания перемен, так свойственное 30-м годам. Помимо чарующего женского вокала, хочу отметить яркий отрывистый смычок в начале произведения, который в исполнении Pro-Ject словно возникает в нескольких дюймах от лица. Духовая группа выше всяких похвал. Она звенит и сияет медью и настолько синхронна, что, кажется, это один большой единый организм, но разрешения проигрывателя с лихвой хватает, чтобы прочитать в этой слитности каждый отдельный инструмент. И RPM 9 Carbon прекрасно справляется с динамическими перепадами по мере развития музыкальной темы, к тому же великолепно передавая малейшие интонирования и изменения темпа. Слушая подобные яркие и светлые вещи, мне дико представить, что в это самое время люди яростно косили друг друга при помощи пистолетов-пулемётов Томпсона и прочих видов огнестрельного оружия. А может, эта музыка и возникла как здоровый противовес тому страшному? Не просто ради красоты звучания, а ради баланса сил и стихий? То, как Pro-Ject отыграл Симфонию №6 «патетическую» си минор (соч.74) Петра Ильича Чайковского, — отдельная история. Мне вообще кажется, что подобные вещи нужно слушать исключительно на виниле. Ровно так, как нельзя готовить плов в утятнице, пусть даже из самого лучшего чугуна. Есть традиция, и она требует от нас её соблюдать. Симфония слушается на одном дыхании — вернее, на двух, нужно ведь диск перевернуть. Это высшая оценка техники, когда про неё просто забываешь и растворяешься в музыкальном материале.

Pro-Ject RPM9 Carbon

Прослушивание Pro-Ject RPM9 Carbon

Я поставил «Португальское танго» в исполнении Карлоса Паредеса, пожалуй, самого уважаемого исполнителя на португальской гитаре (инструменте, формой больше походящем на что-то среднее между лютней, мандолиной и аль-удом, вдобавок имеющем сдвоенные струны). Звучание просто завораживало. Не самое простое занятие — отделить личные впечатления от уровня, который обеспечивает сам проигрыватель, но всё же первыми впечатлениями были потрясающая естественность на записи, сделанной в Берлине ещё в 1977 году, и удивительное ощущение звучащего пространства со всеми переотражениями. По всей видимости, в то время в Берлине ещё не взрастили специалистов, резавших музыкальный материал без наркоза в угоду линейности АЧХ/ФЧХ, а также линии партии, хотя Карлос Паредес, уж если на то пошло, был убежденным коммунистом. Но, как мне кажется, гораздо важнее то, что он прежде всего был выдающимся гитаристом, свято чтившим дело своего отца Артура Паредеса, которому португальское фаду обязано тем, что о нём узнали во всём мире.

Вывод

Pro-Ject RPM 9 Carbon обеспечивает свободу в выборе музыкального материала, позволяя насладиться в полной мере и классическими произведениями, и музыкальной беллетристикой. Что бы я мог к этому добавить? Что к нему стоит с особой тщательностью подбирать фонокорректор, потому что эти вложения окупятся сторицей. И что, на мой взгляд, новый проигрыватель — это самое стоящее приобретение настоящего меломана. Идеальный баланс между прецизионной механикой и простотой конструкции. Когда в линейке компании появляются столь удачные модели, они могут изменить вектор её развития на последующие десятилетия. Но это уже совсем другая история.

Подготовлено по материалам: «Pro High End»
Производитель: Pro-Ject
Прочитано 1821 раз