Scheu Analog Cello Classic Timbre | Тест «Pro High End» май 2015

В прошлом году мы рассказывали о проигрывателе Premier с тонармом Cantus от немецкой компании Scheu Analog.

Scheu Analog Cello Classic Timbre

В этот раз нам на тест попал проигрыватель Cello Classic Timbre с одноопорным тонармом Classiс MK II. История компании Scheu Analog началась в 1985 году, когда Томас Шой решил превратить своё хобби в бизнес. Судьба отвела на воплощение его мечты в жизнь около 20 лет, после чего компанию возглавила его супруга Улла Шой, вложив в дело свой организаторский талант, душевную энергию и, рискну предположить, чувство долга перед Томасом.

Позволю себе маленькую ремарку. Обязательства перед ушедшим человеком порой стоят дороже сотни прижизненных обещаний. Можно пытаться продать себя дороже работодателю, но вряд ли удастся продать себя дороже, чем ты есть, общей памяти. Против этого восстают и карма, и моральные аспекты, присущие более молодым религиям. Но «еarth to earth, ashes to ashes, dust to dust», нас же интересуют более земные и конкретные вещи.

Почти классический прямоугольный стол Cello Classic Timbre построен из сэндвича дерева и камня. Как говорил один классический персонаж: «Видала я котов без улыбок...» Видал я столы из дерева, камня, акрила, металла, пластика и MDF. Но вот чтобы так нарочито из одного и другого...

Возможно, это идеальный вариант, когда по классической теории на границе двух сред разной структуры и плотности минимизируются резонансы, присущие и одной, и другой среде. И пусть в конструкции «столов» метод комбинирования различных природных материалов куда менее популярен, нежели метод комбинирования однородных (чаще бюджетных) материалов с определенными прослойками, но, может быть, время прокладки плит MDF сорботаном и его вариациями всё же прошло? И на смену пришли не только технологичные, но и эстетически достойные решения.

Когда Джон Рональд Руэл Толкиен выписывал свои миры, он, безусловно, «снимал» черты характера своих любимцев хоббитов с жителей туманного Альбиона; эльфов и их языки он с упоением срисовывал с наречий финноугорских племен. Но когда он изобретал петроглифы подземных дворцов гномов, он, как мне кажется, держал в голове собирательный образ немца. Именно представители этого народа всегда умели подчинять себе холодную сталь, изготавливая из неё самые поразительные вещи. От цвайхендеров и алебард до шестеренок и затворных рам изумительной точности исполнения. Именно над ними никогда не был властен тренд «как бы это могло выглядеть для того, чтобы работать примерно так?». В основе логики коренного жителя восточно-франкского королевства всегда лежал принцип прямолинейной функциональности. И если над мастерами из других городов и весей довлеет традиция, особенно в том, что касается проигрывателей грампластинок, то в Scheu Analog к подобным суевериям относятся со здоровым скепсисом. И, конечно, однозначно отдают предпочтение одноопорным тонармам.

Установка одноопорного тонарма требует не только определенной сноровки, но и терпения. Classic MK II в этом не исключение. Достаточно простой по конструкции, являющий собой п-образную в сечении конструкцию, форма которой сама по себе обеспечивает поперечную устойчивость, он по сути — реинкарнация модели почти двадцатилетней давности. Рифленые гайки с накаткой, накрученные на оси с резьбой в районе опорного подшипника, по- зволяют отрегулировать наклон тонарма. Как несложно догадаться, вариантов равновесия может быть бесконечно много. Вывешивая на гипотетических весах идентичные грузы или идентично увеличивая длину плеч, а также комбинируя данные действия, мы всегда можем заставить весы находиться в состоянии равновесия, но для увеличения момента инерции, и противодействия поперечному наклону тонарма, эти самые гайки выкручиваются в максимально крайнее положение. Одна из этих гаек также предохраняет петлю лески груза антискейтинга от соскальзывания. Петля груза антискейтинга охватывает внутреннюю резьбовую ось и, по замыслу конструкторов, предохранена от скатывания гайкой, хотя и шага, и глубины резьбы хватает для надежного удержания петли лески и наружной частью оси, при этом сам груз по большей части утоплен в выфрезерованное отверстие в основании тонарма. Решение максимально эффективное и достаточно прямолинейное. По некоторым данным, такое решение — прямая отсылка к конструкции SME3012, и тут открываются широкие возможности для диспута, но это совершенно отдельная тема, которую я не готов обсуждать в рамках данного обзора. Что мне кажется более важным? Существуют два момента: ось лески груза антискейтинга должна в итоге совпадать с горизонталью, чтобы не вносить рысканий головки «по крену», и вылет шайбы может составлять несколько миллиметров, что, в свою очередь, может влиять на величину усилия антискейтинга. Последняя может зависеть от расстояния между плечом стойки крепления груза и местом крепления кольца лески груза. Помнится, в простейших советских проигрывателях, снабженных первобытными тонармами и пьезоголовками, про антискейтинг попросту умалчивали. В большинстве современных зарубежных образцов этот момент продолжают учитывать, но с разной долей серьёзности. Где прецизионными подстроечными устройствами, а где краткими директивами: «наденьте петлю лески на среднюю канавку штифта» (и это, на минуточку, без учета массы головки звукоснимателя). Кто из производителей прав? Право, не знаю: подозреваю, что истина лежит где-то посередине.

Почему я так заостряю внимание на данной теме? Во-первых, потому, что в проигрывателе мелочей не бывает. Такова его природа. Малейшая неточность или небрежность грозит испортить конечный результат и настроение от прослушивания. Во-вторых, виниловый проигрыватель — уникальный на сегодняшний день источник, который позволяет не только понять физику процесса, но и продемонстрировать её во всей красоте и совершенстве. В отличие от, скажем, мультимедийных устройств, которые всё больше становятся похожими на «черный ящик», в котором мы никак не можем повлиять на конечный результат, «вертушка» — абсолютно благодарный аппарат: следовательно, будем крутить и подкручивать до получения идеального результата.

В случае одноопорных тонармов, податливых и чувствительных, малейшее движение имеет смысл и вес. Подключение контактов при помощи пинцета — достаточно тривиальная операция,чтобы её описывать, но достаточно «энергоёмкая» для владельца будущего проигрывателя. Пассионарность и порывистость в движениях могут сыграть плохую службу. В активе владельца - как правило, недешевые MC-головки, есть за что побороться. В нашем случае это была флагманская Legacy от Goldring.

Прослушивание Scheu Analog Cello Classic Timbre

Звук Scheu Analog подкупает с первых мгновений. В нём такое сочетание легкости и упругости, что сразу всплывают воспоминания праздников и самых светлых дней жизни. Звучание системы показалось мне настолько сбалансированным, что ни прибавить, ни убавить. Он определенно несколько винтажный и отчасти легковесный в нижнем регистре, но зато настолько живой и естественный, что ему прощаешь всё. Даже не так: ты начинаешь принимать его за некую точку отсчёта, которую, казалось, давно утратил, а некий оппортунизм по отношению к компакт-диску начинаешь воспринимать как безусловный плюс. Надеюсь, вы когда-нибудь слышали компакт-диск? Так вот, Scheu Analog Cello Classic Timbre и Classic MK II впридачу с Goldring Legaсy — совершенное не то. Ни малейшего намёка на то, что у вас где-то под боком играет что-то вроде магнитолы или стереосистемы. Напротив: абсолютно живое восприятие звука, словно к вам на ночлег заглянуло две дюжины музыкантов (обычное дело), и в перерыве между ланчем и тем, как откланяться, они решили порепетировать. И надо признать, у них это здорово получается. Я ставил пластинку за пластинкой, пытаясь выяснить наиболее сильные стороны проигрывателя, и по результатам сделал для себя определенные выводы. Scheu Analog безусловно хорош во всём, что касается трактовки классики. Он детален и обладает хорошим разрешением. Он деликатен по отношению к материалу. Качество выстраивания сцены прослушивания целиком и полностью зависит от остальных компонентов тракта, поскольку комбинация стол+тонарм+картридж в нашем случае сделали всё возможное и даже больше. Будет система оснащена усилителем класса А — будет один результат. Будет увенчана профессиональными сценическими моноблоками — ну, можно будет квартал озвучить. Как минимум, в одной квартире в одном из домов этому явно будут рады.

Контрольная система

  • Акустические системы Lawrence Audio Double Bass;
  • Полный усилитель Dan D’Agostino Momentum;
  • Сетевые кабели QED Qonduit P-MC;
  • Межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
  • Кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

К джазу и блюзу Cello Classic Timbre относится с большим пиететом, и, как мне кажется, соперников в классе можно искать долго. Но все они будут несколько другого ценового диапазона. Возможно, я бы не выбрал этот комплект, работая в джазовом коллективе; возможно, поостерегся бы с его приобретением, имей я определенный опыт в звукозаписи. Но совершенно точно я бы сделал свой выбор, имея в виду любимую команду. Потому что Cello Classic Timbre — не инструмент для сведения и мастеринга, а прибор для воспроизведения конечного продукта. Воспроизведения такого, что солист завертится волчком в экстазе, не в силах поверить, что это сыграл именно он.

Есть ли у Scheu Analog недостатки? Несомненно. Лично я ненавижу вязать узлы на леске, которую почти не вижу. Но узел завязывают однажды. А музыка сопровождает нас вечно. И мне кажется, что, когда я наконец дорасту, дозрею до серьезного решения, когда откину варианты-полумеры, когда признаюсь себе в том, что хочу от звука настоящей жизни, я продам пальто и пойду выбирать себе чтонибудь из Scheu Analog. Потому что в пальто есть тепло, а в Scheu Analog есть жизнь.

Вывод

Один из лучших за свои деньги проигрывателей, которые мне приходилось слышать. Легкий на слух, в меру универсальный жанрово, относительно просто настраиваемый и дающий результат, сопоставимый с моделями на порядок более дорогими. Классическая конструкция тонарма позволяет «выжать» из проигрывателя по максимуму. Из минусов — подобное решение, увы, оправдано лишь при соответствующем тракте. Но когда мы заводим разговор про идеал, это вряд ли может кого-то остановить, не так ли?

Подготовлено по материалам: «Pro High End»
Производитель: Scheu Analog
Прочитано 2583 раз